запись на приём

Денисова Татьяна Владимировна

Дерматовенеролог, косметолог, руководитель клиники "Отражение"

Публикация: 19 марта, 2020

Обновлено: 27 декабря, 2021

Проверка: 27 декабря, 2021

Одно название звучит как музыка, а второе пугает. Нет, это НЕ одно и то же! Это два РАЗНЫХ новообразования, которые имеют разные причины появления, разное лечение и разные последствия. Но общее между ними все же есть — это ДОБРОКАЧЕСТВЕННЫЕ новообразования кожи!

Итак, что же такое милиум? Это роговая киста кожи. Белого цвета, шарообразные плотные узелки, величиной с булавочную головку, а располагаются они в области щек, глаз, лба, подбородка, могут быть в области декольте, иногда встречаются на теле и гениталиях.

Милиум или контагиозный моллюск?

Чаще всего впервые возникают в период полового созревания. Они могут быть как у мужчин, так и у женщин, и, как сказано ранее, у детей!

Милиумы могут располагаться как группами, так и в виде одиночных узелков. Есть два вида милиумов:

Первая группа — транзиторные, появляются, а затем самостоятельно проходят, потом вновь образуются.

Вторая группа —  появляются по одному в течение жизни.

Милиум — это роговая киста, то есть “мешочек”, наполненный роговыми массами, смешанными с жиром. Самостоятельно удалить их очень сложно, так как киста имеет плотную стеночку и располагается глубоко, иногда капсула спаяна с кожей.

Причины возникновения милиумов различные:

• Нарушение жирового обмена в коже;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Недостаток витамина А;
  • Гормональный дисбаланс;
  • Неадекватный уход за кожей.

Милиумы НЕ опасны для здоровья. Они видны на коже в виде белого “просяного зернышка” и визуально напоминают гнойничок. Также у них есть особенность —  они могут увеличиваться в размерах до 2-3 мм!

Удалять их можно несколькими способами, это:

• Механически, при помощи иглы — необходимо проколоть кисту и вынуть все содержимое вместе с капсулой, если это не сделать милиум формируется заново!
  • Электрокоагуляция — это воздействие на элемент электрическим током высокой частоты. Недостатком такого удаления является то, что возможно появление рубчика на месте удаления и сам процесс удаления болезненный;
  • Удаление при помощи лазера — позволяет с высокой точностью послойно удалить патологические участки, не оказывая травмирующего механического и термического воздействия на здоровую окружающую ткань. Достоинствами удаления углекислым лазером являются также отсутствие прямого контакта и нагноения в связи с бактерицидным эффектом луча, одновременная коагуляция мелких сосудов и отсутствие кровотечения, возможность визуального контроля врачом проведения процедуры, хороший косметический результат в итоге! После удаления образуется микро-ранка, которая в течение ближайших нескольких дней заживет!

Теперь разберем такое образование, как контагиозный (заразный) моллюск. Чаще всего пациенты, читая название, представляют перед собой какое-то маленькое живое существо с усиками, но это не так! Контагиозный моллюск — это заболевание вирусной этиологии. Он передается контактным и бытовым путем. Данным заболеванием могут страдать как взрослые, так и дети! Вирус поражает только человека.

Милиум или контагиозный моллюск?

Клинически они представляют из себя узелки белого цвета с центральным вдавлением, располагаться могут как на коже, так и на слизистых! Узелки плотные, белесоватые, блестящие, при сдавливании из них выделяется белое “творожистое” содержимое.

Высыпания не беспокоят пациента зудом, при расчесывании можно сорвать покрышку узелка и инфицировать окружающие здоровые ткани, поэтому удалять самостоятельно нельзя! Располагаться они могут на любом участке тела, кроме ладоней и стоп.

Милиум или контагиозный моллюск?

Удалить контагиозного моллюска можно несколькими способами:

• Механическое удаление — при помощи хирургического пинцета. Процедура болезненная и возможно распространение моллюска;
  • Криодеструкция — промораживание тканей жидким азотом. После этого способа возможно формирование рубчиков;
  • Электрокоагуляция – также, как и при криодеструкции, с образованием рубцов;
  • Удаление при помощи лазера. Этот способ, на мой взгляд, самый лучший!

Но нужно помнить о том, что заболевание вирусной этиологии, следовательно, клетки могут быть заражены, а узелок еще не сформирован! Поэтому лечение проводят в несколько процедур, с интервалом в месяц.

Если пациент видит, что появился новый элемент, необходимо сразу идти на удаление.

После лечения лазером, врач назначает дополнительную наружную терапию.

Контагиозный моллюск – крайне неприятное, но неопасное заболевание.

Перед тем как лечить эту инфекцию, необходимо ОБЯЗАТЕЛЬНО   проконсультироваться с врачом для подтверждения диагноза и подбора правильной терапии.

При появлении белых “просяных зернышек” обязательно обратитесь к врачу!

Денисова Татьяна Владимировна

Дерматовенеролог, косметолог, руководитель клиники "Отражение"

Публикация: 19 марта, 2020

Обновлено: 27 декабря, 2021

Проверка: 27 декабря, 2021

Отзывы о статье

1. Для точной диагностики, какие именно новообразования есть под глазами, необходимо проконсультироваться у дерматолога. После постановки диагноза врач сможет ответить на вопрос, можно или нет удалять данные новообразования.

1. Фукорцин фломастер назначили нам от моллюска, вылечит он наши высыпания или всё-таки удалять ?

1. Фукорцин это антисептическое средство, оно не очень эффективно для лечения контагиозного моллюска. Необходимо обратиться к врачу для механического удаления. Если нет возможности посетить врача, то более эффективно будет обрабатывать заражённые участки йодом (если нет на него аллергической реакции) или препаратом « стопмоллюск».

2. Вот мне в молодости удаляли милиумы иглой, и все снова появились. Это из-за неудаленных капсул?

1. Милиумы могут образовываться в течение жизни, это могут быть новые образования, также, если удалить их не полностью, то они могут появиться вновь.

3. У вас написано, что на ладонях такие бляшки не могут появляться, а у меня они именно на ладонях. Это какая-то другая разновидность?

1. Скорее всего, это другой дерматоз, возможно, бородавки, которые вызываются другим вирусом. Но поставить точный диагноз можно только после осмотра. Приходите на консультацию!

4. Удалил у вас весной три таких моллюска. Это значит, что я вылечился? Или как с герпесом – теперь при любой простуде будет вылезать?

1. Если вы удалили все узелки, и новых за прошедшие месяцы не появилось, то это значит, что вы полностью вылечились. Но следует учесть, что возможно повторное заражение, иммунитет нестойкий.

1. Для постановки правильного диагноза необходим очный осмотр. Приходите на консультацию и последующее удаление!

5. Кажется, я случайно содрала корочку. Ранки под ней уже нет, розовая кожа. Это очень страшно? Надо идти к врачу?

1. Если ранка полностью зажила, то ничего страшного, все в порядке. На этом этапе корочка обычно отпадает самопроизвольно. Используйте наружные средства, улучшающие регенерацию кожи.

6. Удаляла у вас моллюск, следов не осталось. Может, он и неопасный, но выглядел очень некрасиво. Я считаю, лучше удалить.

1. Моллюска необходимо удалять, так как он очень легко распространяется и является контагиозным заболеванием.

7. Понятно, значит, у меня милиумы на скуле. А я так надеялась, что сами пройдут. Придется записаться на удаление.

1. Милиумы бывают двух видов, транзиторные, которые проходят самостоятельно, для них характерно, что они существуют с детства и самостоятельно появляются и регрессируют и вторая группа это милиумы, которые можно удалить только механическим путем.

1. Если удаление произведено правильно, то нет. Однако возможно появление таких дефектов на других местах, так что следует не только удалять милиумы, но и устранять причину их появления.

8. У однокурсницы были такие высыпания, как на втором фото – моллюски. Ужасно неприятно выглядят. Она их удаляла в клинике механически, рассказывала, что очень неприятная процедура. Лазерного удаления тогда, наверное, еще не было.

1. До сих пор многие врачи дерматологи удаляют моллюска при помощи пинцета. Но менее травматичным является лазерное удаление. Также необходимо помнить, что удалив уже зрелые элементы, мы не излечиваемся, так как часть клеток уже заражены и созреют чуть позже. Поэтому после удаления, необходимо посетить врача через 2-3 недели для окончательной элиминации моллюска.

9. После удаления милиума нужно соблюдать какие-то ограничения? Мне доктор говорила, но я забыла.

1. Ранка заживает за пару дней. В течение этого времени нужно ее поменьше мочить, поменьше до нее дотрагиваться, чтобы не занести инфекцию. Не рекомендуются походы в баню, сауну, спортзал. Кожу необходимо беречь от солнца. Когда следы заживут, можно вести обычный образ жизни.

10. Я так понимаю, что моллюск – вирусное заболевание. Значит, нужна антивирусная терапия, просто удалять высыпания недостаточно?

1. Специфического лечения вируса не существует. Современный подход к лечению предполагает удаление всех высыпаний механически, жидким азотом, электричеством или лазером. Лазером – лучше всего, потому что не остается рубцов. А также после удаления необходимо обрабатывать кожу антисептиком и подойти на осмотр к доктору через месяц.

11. Недавно ходил к вам на процедуру. Моллюсков удалили качественно, не осталось шрамов. Дали рекомендации по уходу, буду следовать им. Спасибо!